Приглашает Всероссийский конкурс «Новый Сказ» памяти П.П.Бажова

Приглашает Всероссийский конкурс «Новый Сказ» памяти П.П.Бажова

С 19 по 22 сентября текущего года в Екатеринбурге пройдёт Всероссийский конкурс «Новый Сказ» памяти выдающегося советского писателя, уроженца и горячего патриота Северного Урала Павла Петровича Бажова. В честь 140-летия П.П. Бажова Интернациональный Союз писателей учредил конкурс «Новый Сказ» и соответствующие литературные премии.

Вдумчивые читатели новостей нашего сайта наверняка обратили внимание на то, что дата проведения бажовского конкурса совпадает с датой Международного фестиваля литературной фантастики «Аэлита», который тоже состоится в Екатеринбурге. Так и есть, они будут проходить совместно, а значит «бажовцы» смогут побывать на пресс-конференции организаторов «Аэлиты», видеомосте с Крымом, поучаствовать в мастер-классах «Поэзия», «Проза», «Драматургия», «Продвижение писателя на современном издательском рынке», в «Рассказном семинаре», блиц-турнире «Рассказ за 100 минут» – проще говоря, во всех значимых и весьма увлекательных мероприятиях соратников-фантастов. Обо всех событиях двух дружественных форумов можно узнать здесь же, на сайте ИСП, из программы фестиваля «Аэлита».

Родственное сходство творцов фантастики и сказов – не фигура речи: и у тех, и у других в произведениях непременно присутствует нечто фантастическое, сказочное, волшебное, порой мистическое. Разве не так? Достаточно навскидку мысленно поставить рядом сочинения Брэдбери, Шекли, Лема, Стругацких, сказы Бажова – и всякие сомнения в данной аксиоме сразу отпадут.

Но, разумеется, есть и отличия. В классических сказах (хотя бы того же Павла Бажова) обязательно имеется фольклорная основа. Бажов, кстати, был организатором множества экспедиций по сбору так называемого «рабочего фольклора» – в частности, горняков, рудознатцев, камнерезов и прочих великолепных мастеров своего родного края. Писатель, впрочем, был принципиальным противником терминов «стилизация» и «подражательство», что справедливо, ибо он – единственный и неоспоримый автор собственных произведений.

Ещё одно важное свойство сказа – это наличие отдельного от автора рассказчика, как правило, резко отличающегося от него, автора, своими жизненными взглядами, профессией и в особенности – стилем и языком повествования. Автор как бы никаким образом рассказчика не контролирует, ничего от себя не навязывает, смотрит на него словно бы со стороны.

Язык, лексика рассказчика – вообще особая статья. У бажовских рассказчиков в речи полно «вкусных» архаизмов, диалектизмов, местных удивительных словечек вроде пимы, папора, вдругорядь, снаходу, онучи, пониток, заделье, холостяжник, жердник… «Ах, какая речь! – пишет один из читателей в Сети. – Богатая, сочная, ИНАЯ, но такая родная, что аж сердце заходится, когда читаешь все это вслух». Стиль же сказовой основы – напевный, ласковый, волнующий, рассудительный и проникновенный. Сказы Бажова настолько пленительны, что у них и в 21-м веке миллионы поклонников во всём мире, по ним созданы художественные и мультипликационные фильмы, живописные полотна и балеты.
Стоит отметить и всепроникающую природу сказа – ведь его включения наблюдаются и в произведениях Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Лескова, других классиков отечественной литературы. И у более близких по времени писателей тоже – к примеру, в рассказе Шолохова «Судьба человека», где есть и нейтральный наблюдатель-автор, и рассказчик – героический шофёр-фронтовик Андрей Соколов. Большие фрагменты типичных сказов наблюдаются также у современных российских писателей Владимира Сорокина, Виктора Пелевина и – внимание! – у очень многих писателей-фантастов, да вот хотя бы в «Рассказах о пилоте Пирксе» Станислава Лема. Так что фантасты и «бажовцы» – действительно, что называется, братья навек…
Конечно, сочинять сказы очень и очень непросто. Тут важно ответственно следовать правилам жанра, крайне внимательно относиться к стилю повествования, к лексике, избегать безвкусицы, засорения языка жаргонизмами, диалектизмами, профессиональными говорами, прочими несуразицами – словом, бесцельным нарушением норм литературного языка. Ну, а о занимательности содержания сказа, его философской, этической составляющих и говорить не приходится – это само собой.
В Положении о Всероссийском конкурсе памяти Павла Петровича Бажова (далее – Премия) пишется: «Цель Премии – поддержка современной литературы, развитие традиций русской словесности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, совершенствование литературного процесса, укрепление авторитета российской литературы, выявление новых ярких дарований в области литературы, а также привлечение читательского, общественного и профессионального интереса к литературе вообще и Уральского региона – в частности».

К слову, для самых даровитых авторов на Всероссийском конкурсе предусмотрен целый массив разнообразных весомых и очень почётных наград. Прежде всего обращает на себя внимание множество номинаций, где каждый участник может подобрать для себя одну подходящую или сразу несколько из них. В перечне номинаций сначала стоят слова «Новый Сказ», а затем следует конкретизация: «Поэзия», «Проза», «Фантастика», «Детская литература», «Нонфикшн», «Драматургия», «Исторический роман», «Детективный роман». За победу в номинациях предусмотрены звание лауреата гран-при, медаль конкурса и нагрудный лауреатский знак. Но и это не всё: в каждой из номинаций будут объявлены лауреаты первой, второй и третьей степени. Наконец лучший из лучших удостоится звания «Лауреата лауреатов» гран-при. Жюри выберет его по итогам рассмотрения рукописей всех жанров, присланных на конкурс. Писатель-обладатель гран-при получит сертификат «Лучший писатель года», диплом победителя и нагрудный знак.
Наверняка у многих талантливых соотечественников уже есть заветные стопки листов либо файлы со сказами, хранящими не только этническое богатство нашей многонациональной России и «благородную пыль веков», но и нечто суперсовременное, прорывное, где рассказчиками могут быть поэты, космонавты, биотехнологи, айтишники, рэперы, сёрфенгисты или кто-то ещё – угадать тут невозможно, но ясно одно – пора участвовать в конкурсе!
Желающим принять участие во Всероссийском конкурсе памяти П.П.Бажова необходимо обратиться к руководителю направления специальных премий и литературных фестивалей ИСП Тихомировой Магдлене Геннадьевне по электронному адресу: spravka@inwriter.ru

Pakety_uchastnika_AELITA.docx
Polozhenie_o_Premii_Novy_Skaz_—_ispravlenny.docx
Programma_festivalya_Aelita.docx

Автор: Мария Бурлакова

Яндекс.Метрика Анализ сайта radiomeridian.ru